Часто разработки, проводимые совместно конечными потребителями, производителями этикеток и поставщиками материалов, приводят к подходящему решению.
Пошаговый путь от выбора цели, нахождения оптимального соотношения цены и качества и до исключения возможных путей вскрытия – комплексный технический процесс, который выполняется экспертами фирм-поставщиков. Защитные свойства самоклеящихся этикеток могут быть достигнуты путем комбинации различных защитных материалов, красок и поверхностных покрытий, защитной печати, ламинирования и высечки. Возможно:
- использование блинтового тиснения и горячего тиснения фольгой;
- применение специальных видов печати (трафаретная, металлография и т.п.);
- ламинирование голографической пленкой;
- просечки, затрудняющие удаление этикетки;
- использование специальных красок (например, изменяющих цвет при изменении температуры или фосфоресцирующих);
- надпечатывание меняющейся информации (идентификационные номера, обычные и двухмерные штрих-коды).
Зачастую этикетка может сочетать в себе сразу несколько защитных функций. Например, одна из российских идентификационных марок для алкогольной продукции несет на себе голограмму, сразу указывающую на подлинность товара, и двумерный штрих-код, служащий для его идентификации. Напечатана же эта марка на материале, который невозможно удалить, не повредив его.
Легкоразрушаемые наклейки с нанесенной голограммой – один из самых надежных способов защиты содержимого упаковки от фальсификации. Материал с низким сопротивлением на разрыв не позволяет вскыть упаковку и подменить содержимое, а голограмма гарантирует большие сложности при подделке самой наклейки).
Из всего вышесказанного видно, что спектр защитных этикеток достаточно широк. Каждый производитель, нуждающийся в защите своего товара, вправе решать эту задачу самостоятельно или доверить выбор специалистам. В любом случае, критериями выбора, очевидно, послужат несколько факторов, например:
- Цена товара. Комплексная защита – не самая дешевая из услуг, поэтому необходимо четко представлять, насколько этикетка повысит цену товара, и что предпочтет неизбалованный качеством российский потребитель – безопасность или экономию;
- Способ распространения. В некоторых случаях сам способ распространения является гарантией сохранности товара. Чем больше звеньев в цепочке “производитель – потребитель”, тем выше опасность воровства или подмены;
- Целевая группа. В первую очередь следует защищать от подделки товары, подмена которых может нанести ущерб здоровью потребителей. В эту группу входят продукты питания, товары для детей и лекарства, хотя, конечно, это далеко не полный перечень;
Конечно, защита товара от подделки – дело хлопотное и дорогостоящее, но фирма, заботящаяся о здоровье и благополучии потребителей, в конечном итоге завоюет их доверие и приобретет широкий круг покупателей, которые будут из года в год пользоваться товаром именно этой торговой марки.
В статье перечислена лишь часть известных способов защиты товара от фальсификации методом нанесения на упаковку тех или иных защитных элементов. Их гораздо больше, и это число постоянно пополняется. Тем, кто всерьез озадачен проблемами защиты своей продукции, можно дать только один совет: используйте такие средства защиты, которые мало известны, или те, которые можно подделать только с применением дорогостоящей техники – в обоих случаях вероятность фальсификации снижается. Есть и еще один аспект затронутой проблемы. Чтобы иметь возможность распознать подлинный товар, покупатель должен знать, как он защищен. Соответственно, необходимо информировать покупателя о том, как проверить товар на подлинность. А это, в свою очередь, может помочь изготовить подделку. Получается заколдованный круг...