Для того, чтобы разработать эффективную упаковку для товара необходимо совместить организационные, экономические, технологические, технические и социальные решения. Но изначально нужно понять концепцию упаковки. Концепцией упаковки (от лат. conceptio — ведущий замысел, конструктивный принцип) называют четкое определение при разработке упаковки таких вопросов:
Какая основная функция упаковки?
Основными функциями упаковки являются потребительские свойства товара, способы его перевозки, её хранение и складирование.
*
Какую роль должна играть упаковка для продвижения товара?*
Изначально необходимо выяснить назначение самой упаковки. Как известно, она может быть транспортная или потребительская. В зависимости от способа реализации товара, от дополнительной информации, которую упаковка должна донести до потребителя, а также в зависимости от того, как она дополняет другие маркетинговые мероприятия, которые связаны с продвижением товара, упаковка может выполнять разные роли.
Какой должна быть упаковка?
Ответ на этот вопрос вытекает из двух предыдущих ответов, которые накладывают на упаковку так называемые особые условия и реальные возможности её изготовить, заказать и купить, то есть, имеются ли соответствующие упаковочные материалы, по каким технологиям будет идти процесс, приспособлены ли упаковочные машины для упаковки товаров этого вида и другие вопросы.
Кроме того, следует помнить о необходимости стандартизации, сертификации и экологической безопасности упаковки. При разработке упаковки нельзя забывать также о другой продукции, которая выпускалась ранее или еще выпускается предприятием и уже имеет упаковку.
С учетом всего вышесказанного необходимо также определить, будут ли применяться какие-либо единые элементы на упаковке.
Дизайн упаковки
Очень важное значение имеет для упаковки её дизайн. Дизайн в упаковке (от англ. design — замысел, чертеж, проект, рисунок) — это различные виды проектировочной деятельности, цель которых формирование эстетических и функциональных свойств товаров. Здесь под дизайном упаковки понимают художественное конструирование, то есть проектирование различных изделий, которые обладают эстетическими свойствами.
Сегодня дизайн уже проник во все виды и сферы производства. Методы дизайна положены в основу при создании интерьера, оборудования для подводных лодок, существуют уже дизайн самолетов, космических кораблей, ландшафтный дизайн и т.д.
Дизайном упаковки можно назвать её оформление с точки зрения формы, цветовых решений, текстовых и графических материалов, а также соблюдение пропорций, фирменного стиля, элементарного вкуса. Все эти характеристики оказывают непосредственное влияние на покупателей. Они же создают у них также определенное отношение к товару и его производителю в целом.
Главный принцип в работе дизайнеров упаковки — это создание устойчивой связи «человек — товар». Для них важно определить при этом, почему этот покупатель приобретает этот конкретный товар и вовсе не желает покупать какой-либо другой. Ответы на эти вопросы можно получить, лишь проводя важнейшие маркетинговые исследования. Чем больше дизайнер уделяет внимания запоминающимся элементам и частям, тем успешнее складывается в дальнейшем судьба товара на рынке.
Дизайн играет важную роль в процессе реализации продукции, так как внешний вид в понимании потребителя является неотъемлемой частью предложения. Например, такой для многих женских товаров очень важен внешний вид и цветовые решения.
В современных супермаркетах, где практически все одинаковые товары по качеству предлагаются для выбора по одинаковым или похожим ценам, имеют разную упаковку. Она-то, наряду с рекламой, и становится главным орудием борьбы за своего потребителя. Упаковка предлагает не саму продукцию (качество товара, как известно, от упаковки не зависит), а является «маяком», заманивающим потребителя. Иногда упаковка стоит дороже, чем сам товар (у определенной категории продуктов), и это вполне окупается.
Упаковка должна быть запоминающийся, иметь метафорический образ упакованного в неё продукта. Её цель – донести необходимое закодированное сообщение до потребителя. С этой задачей может справиться только упаковка, которая была создана профессиональным дизайнером. Можно также говорить о том, что такое понятие, как «потребительская упаковка» в своей настоящей форме стало формироваться одновременно с появлением новой дизайнерской деятельностью.
Современная упаковка, помимо своей основной функции, являет собой целый комплекс свойств со сложной структурой, рассчитанной не только на покупателя, то есть должна удовлетворять не только запросы потребителей (быть привлекательной, информативной упаковкой, удобной в переноске и в использовании), но и выполнять все запросы продавца (быть для удобной при транспортировке и складировании). Упаковка включает различные варианты расфасовки, например конфетный комплекс может использоваться для штучной продажи конфет, а также для продажи коробкой, но бывают также и другие сочетания этой продукции. Конфетный комплекс может трансформироваться так, что при штучной продаже большая коробка превращается в мини-витрину и таким образом помогает продавцу обратить внимание покупателя. Кроме самой упаковки, которая служит для сохранения и демонстрации товара, современные дизайнеры закладывают в этот самый комплекс и дополнительные возможности, учитывая при этом, прежде всего возрастной уровень потребителя. Здесь можно привести в пример различные наклейки на боковых стенках упаковки, разборные конструкторы и другие виды дополнений игровой направленности. Для взрослых это может быть рекламно-сувенирный комплекс. В любом случае появляется то, что называется рекламно-упаковочным комплексом.
Упаковка с позиции дизайна, как часть маркетинга и рекламы
Упаковка является также продуктом творческой деятельности дизайнера по эстетическому формированию товара в предметно-пространственной среде. Она также является средством или комплексом средств (рекламно-упаковочный комплекс), способным обеспечивать защиту продукции от повреждений при транспортировании, при складировании, при перевалке, а также облегчать выполнение логистических операций.
Упаковка – это своего рода метафорическое изображение продукта. Она создает визуальный образ продукта для простоты его идентификации, придает ему дополнительную стоимость в результате создания престижа, а также служит способом поддержания корпоративной марки. Упаковка — это объект идеологии существующих экономических и социальных отношений.
К функциям упаковки можно отнести возможность мгновенного считывания информации. Практически вся деятельность дизайнера по созданию упаковки – это деятельность, которая направленная главным образом на создание знака-образа продукта, решающего в первую очередь задачи рекламные. Поэтому дизайнер должен учитывать особенности психологии личности человека, на которых строится привлекательность, с точки зрения рекламы.
А ведь сама упаковка — это есть реклама самого товара и его фирмы-производителя.
Реклама ведь продает не конкретный товар того или иного производителя, а возможность с помощью данного товара что-то изменить в своей жизни.
Очевидно, что люди готовы платить больше своих средств за омолаживающие кремы, которые сулят им красоту и привлекательность, то есть за социальные ценности, чем за чистоту их тела (мыло). Красота гораздо важнее чистоты по шкале человеческих ценностей в обществе.
Реклама — это сказочный мир, ощущение праздника, мир мечты и мифа. Ведь хорошая реклама — это талантливо сотворенный миф.
Огромную роль в рекламе играет мода. Все время следовать моде – это одна из потребностей потребность личности человека. Людям необходимо заявить о своем высоком социальном статусе, утвердить его престиж или же повысить свой статус.
Что и в какой степени ценят в России?
* здоровье — 89%, * дети — 73%, * семья — 70%, * муж и жена — 55%, * деньги — 55%, * работа — 30%, * демократия и свободы — 10%.В связи с этими показателями необходимо учитывать взаимовлияние дизайна и маркетинга, ведь невозможно продавать товары без учета требований к ним и пожеланий от покупателей.
Дизайн упаковки любой продукции должен обладать следующими свойствами:
# он должен быть оригинальным, ярким, эффектным, то есть легко привлекать внимание потенциального потребителя; # ему необходимо подчеркивать характеристики главные товара. К ним относятся получаемая взамен выгода, действие, использование, свойства и результат применения этого товара; # продукция должна быть патентоспособной, с целью недопущения использования её другими производителями; # также важно концептуально подходить для новых товаров, которые могут быть добавлены в линию существующих уже товаров данного производителя; # упаковке необходимо быть технологически осуществимой и экономически целесообразной с учетом сложившихся особенностей при производстве упаковки.Секрет удачного дизайна упаковки заключается в правильном соотношении главных и второстепенных элементов, которые она будет содержать в себе. Очень часто кажется, что чем больше информации будет размещено на внешней стороне упаковки, тем лучше это для покупателя. В таких случаях необходимо выяснить, что же является главной характеристикой продукта, а чем можно еще пожертвовать или же перенести на обратную сторону.
В связи с тем, что пространство упаковки ограниченно, здесь становится важным принцип “разумного минимализма”, так как обилие информации о товаре скорее запутает потребителя, нежели поможет ему сориентироваться.
Здесь же возникает другой соблазн — отдать предпочтение эстетике упаковки, а не ее информативности, но следует помнить, что в большинстве случаев гораздо важнее сделать товар понятным для своих потребителей, чем ярким и стильным, демонстрируя новый дизайн.
Успех дизайна упаковки зависит также от того, насколько он способен передать всю емкую идею продукта покупателям, которые об этом даже не думают. Упаковка в результате никогда не станет произведением искусства, но в этом заключается ее уникальная и ценная сила. Большие затруднения в упаковочном дизайне вызывает задача сделать этот продукт заметным и помочь ему завоевать место в доме человека и в его жизни. Небольшая настойчивость необходима упаковке для того, чтобы обратить на себя внимание, но она же влияет на ощущения людей, связанные с продуктом.
Дизайн упаковки включает в себя три главных компонента. Это структура, графика и цвет.
Структурой упаковки называется физическая форма тары, контуры упаковки и способность привлечь внимание, а также способ её открытия и доступ к содержимому.
Хотя структурные новшества являются преимуществом, все же упаковка имеет тенденцию становиться общей для определенной группы продуктов. Довольно многие из самых важных функциональных новинок в структуре упаковки нуждаются в их доработке, прежде чем начнут они соответствовать замыслу.
Очень важными психологическими аспектами структуры можно назвать размеры и форму упаковки. Наибольшая опознавательная способность упаковки находится у её формы, у сочетания формы с цветом. Форма служит более эффективным средством коммуникации, чем цвет, однако экспрессивного воздействия цвета с помощью формы достичь нельзя. Форма широко открывает разнообразие различимых моделей. Она также может использоваться внутри одинаковой серии продуктов для их наиболее быстрой их идентификации.
Линия, которая имеет в своей основе движения человеческой руки (моторика), является не менее говорящей на подсознательном уровне. Так, например, диагональная линия, нарисованная снизу вверх, и горизонтальная линия, нарисованная слева направо (для правши) и завершающаяся стрелкой, дают нам ощущение чего-то энергичного. То же самое можно сказать и про волнообразную линию. Например, в рекламе «Кока-колы» или «Reebok» этот факт очень заметен. Такие же подсознательные ощущения вызывают у нас и шрифт и орнамент, однако орнамент заключает в себе еще более сложную эмоционально- содержательную основу, которую цвет может только значительно усиливать. Через сенсорно-моторный опыт рисования, через создание дифференцированного движения, воспроизводящего желаемую линию, человек пришел к изображению в своей памяти линии реального объекта, к возможности сознательного воспроизведения его линейного облика. Следует обратить внимание на схематичность, на условность этой линии по сравнению с линией живого объекта.
Графика. Графикой можно назвать все то, что находится на поверхности тары. Яркий стиль и индивидуальность заключаются обычно в графической концепции, в сочетании шрифтов, цвета, эмблем и общего оформления.
Информация, переданная с помощью слов, не играет решающей роли при выборе того или иного товара, поскольку против слов у нас существуют врожденные защитные механизмы. В то же время покупатели не защищены от формы, от символики и цвета, потому что не осознают, насколько подвержены их воздействию. С точки зрения потребителя, назначение упаковки является вместилище для продукта, а этикетка служит для того, чтобы помочь его узнать. Во многих же случаях шрифт маркировки имеет важнейшее значение и гораздо сильнее действует на потребителя, чем смысл самих слов. Слова на упаковке – это самое последнее, на что люди обращают свое внимание.
Цвет — это тот элемент дизайна упаковки, который способен вызвать быструю реакцию потребителя. Он, кончено же, является самым молниеносным средством для эмоционального воздействия. Изучение таких непроизвольных физиологических реакций на цвет, как движения глаз, деятельность нервной системы, сердечный ритм, показывает, что цвет вызывает самый быстрый и самый широкий отклик. Это происходит на бессознательном уровне, то есть вне всяких правил. Исследования также показывают, что можно выверить изображения и слова, но не цветовое воздействие.
В упаковочной продукции люди воспринимают цвет на трех уровнях:
1) физиологическом,
2) культурном,
3) ассоциативном.
Физиологический уровень непроизволен и общий для всех.
Второй, культурный уровень, зависит от наших визуальных традиций, которые формировались веками и характерны для каждого вида народа.
Третий уровень, ассоциативный, связан с цветовыми сочетаниями на упаковке, которые благодаря рыночной конкуренции становятся принадлежностью продуктовой категории.
Основным фактором, который наиболее действенно влияет на эмоциональное восприятие, является цвет и его сочетания. Именно цвет изначально привлекает наше внимание. Он, являясь одним из первых способов в познании мира и самого себя человеком, имеет наиболее глубокие корни в психике человека. «... В примитивных обществах три цвета — белый, красный и черный — являются не просто различиями в зрительном восприятии разных частей спектра; это сокращенные или концентрированные обозначения больших областей психофизиологического опыта, затрагивающих как разум, так и все органы чувств, и связанных с первичными групповыми отношениями. Лишь в результате последующей абстракции из этих конфигураций возникают другие виды используемой человеком социальной классификации» .
Причем именно эти три цвета связаны с самыми сильными психофизиологическими переживаниями человека. Первыми, и самыми главными, цветами были белый и черный. Белый цвет отожествляет чистоту, дневной свет, материнское молоко и т.д. Таким образом, белый цвет — это всегда положительные эмоции. Черный же цвет считается цветом ночи, тьмы, цветом земли, цветом мрака. Отношение к этому цвету двояко, но преобладает все же чувство опасности и настороженности. Красный цвет – это более сложный цвет. Он ассоциируется с кровью, солнцем, закатом, может быть цветом, как с жизни, так и смерти. Различные оттенки красного цвета рождают различные ассоциации. Известно также, что красный цвет поднимает давление.
Однако, несмотря на общие корни появления цветовых архетипов, разные народы совершенно по-разному воспринимают оттенки основных цветов. Например, такое родовое понятие «голубой цвет», как цвет неба, носит различный оттенок при изображении и восприятии у разных народов, так как и географическое обитание у них различное и, соответственно, цвет родного неба также является разным.
Доказано, что оранжевый цвет увеличивает выделение желудочного сока. Наиболее различим желтый цвет. Необходимо также учитывать, что каждый цвет имеет великое множество оттенков цветов, а каждый оттенок различен в восприятии. Но в целом теплые цвета считаются более «съедобными» и очень активно используются в оформлении упаковок для продуктов питания, кроме замороженных продуктов.
Кроме цветовых предпочтений, которые были обусловлены культурной традицией и географической средой народа, существуют также предпочтения возрастные. Так, например, дети и молодые люди, то есть наиболее эмоциональная и энергичная часть общества, любят чистые и очень яркие цвета, особенно красный и розовый, правда, необходимо учитывать также и влияние моды.
«Межкультурные исследования показали сходство и различие в восприятии пространства, формы, цвета и движения людьми, принадлежащими к разным культурам. Очень перспективно в этой связи изучение зрительных иллюзий, обнаруживающее влияние на восприятие прошлого опыта, обусловленного культурой...
В то же время широкий психологический материал демонстрирует фундаментальную роль характеристик цвета в формировании эмоционального отношения к миру в целом. Цвет в этой роли имеет ряд преимуществ над другими характеристиками объекта восприятия, таких как, форма, величина, движение».
Дизайнер, который участвует в команде разработчиков упаковки, обязан учитывать также культурный, географический, на национальный возрастной уровень того сегмента рынка, на который рассчитан будущий товар. Например, сложилось такое правило, что косметика для мужчин использует в упаковке в основном темные цвета (черный, серый, темно-синий, темно-коричневый цвета).
Опознавательное значение цвета используется очень даже активно. Например, помимо фирменных цветов, существуют такие различительные цвета, как розовый, который используется для товаров для младенцев-девочек и голубой — для младенцев-мальчиков.
Можно сделать вывод, что цвет — это самый активный эмоциональный фактор, который воздействует на физиологическом уровне.
Цветовые предпочтения тесно связаны также и с традициями культуры. Например, в нашей стране траурным цветом считается черный, а во многих странах востока, наоборот, это будет белый цвет.
Существует еще такой феномен восприятия цвета, как перенос цветовых ощущений на качество упакованной внутрь продукции. Широко известным является эксперимент, который провели американские специалисты по рекламе. Он заключается в следующем. Нескольким домохозяйкам раздали пачки стирального порошка различного цвета: в пачках голубого цвета, желтого и сине-голубого цвета. Порошок был абсолютно идентичным. В результате исследования, первые жаловались на то, что порошок слишком слабый, плохо отстирывающий белье. У вторых порошок оказался слишком едким, так в результате его использования на белье появлялись дырки, а третьи остались довольны. Таким образом, цветовое ощущение было перенесено на качество порошка.
Такие явления широко используют при создании упаковок. Белый цвет – цвет чистоты – это основной цвет в упаковках лекарств. Продукты питания часто закладывают в упаковки желто-коричневой гаммы как наиболее «съедобной». Оранжевый цвет и персиковый цвет наиболее приятен для пищеварения.
Влияние культурных норм на индивидуальное восприятие подтверждается солидными эмпирическими и экспериментальными материалами.
Конечно, какой бы ни была упаковка по дизайну, в итоге она должна нравиться не только разработчику и заказчику, но вызывать желание купить продукт у потребителей, и желательно без массовой рекламной поддержки.
В каждой стране имеются свои особенности в оформлении упаковки. Они также связаны с эстетическими представлениями и с цветовыми предпочтениями у населения.
Психологи занимаются постоянным изучением цветовых предпочтений, которые обнаруживаются при создании и оформления упаковки у различных народов, а также их восприятия у различных социальных групп и общности. Так, например, ученые из США, учитывая вкусы и предпочтения населения своей родной страны, рекомендуют производить более броскую упаковку товаров, используя при её производства все достижения цветной печати. Следует отметить также, что в последние несколько десятилетий новый дизайн упаковки и ее цветовые решение в такой стране, как США утверждаются только после предварительно проведенного тестирования. С этой целью проводятся всяческие эксперименты, которые основаны на наблюдении за движением глаз потребителей, подходящим к полкам с исследуемыми товарами. При этом фиксируются направление взгляда человека и время остановки взгляда на той или иной упаковке.
Изменения любых решений в дизайне должны только улучшать внешний вид, но не изменять его, иными словами должно сохраняться сочетание цветов, текста, шрифтов, геометрических форм и других деталей, которые отождествлены с конкретной маркой. Для того, чтобы соответствовать изменившимся вкусам потребителей, дизайнеры применяют стилистические новинки, которые подходят к индивидуальности товара. В дизайне упаковки последовательность ценится выше смелых решений.
Упаковка способна управлять эмоциями, используя в первую очередь свои визуальные средства и лишь дополняя их словами. Изменив дизайн упаковки, можно обновить и весь товар, придать ему видимость новых качеств и не использовать большие затраты для привлечения новых потребителей. Изменяя упаковку, можно по-иному позиционировать и сам товар, а также выходить на новые сегменты рынка.
Наличие нескольких вариантов упаковки для одного и того же продукта предлагает определенный выбор для потребителя. Причем выбор не только по размеру тары и цене, но также можно создать впечатление дифференцированности товаров в более глубоком смысле.
Разрабатывая концепцию упаковки, необходимо изначально определить, как долго может использоваться один и тот же дизайн. Это особенно актуально в таких случаях, как:
* если используется дорогой дизайн для данного товара (например, изящные хрустальные флаконы для товаров бытовой химии); * если дизайн не устраивает посредников (то есть может вызывать сложности с погрузочно-разгрузочными работами); * дизайн не удовлетворяет покупателей (то есть не соответствует национальным и культурным особенностям страны); * предприятие выходит на новый сегмент рынка; * предприятие меняет положение товара на рынке.Также, разрабатывая упаковку, необходимо помнить и о том, что она должна быть телегеничной, то есть соответствовать нормам для показа по телевидению.
Существенным элементом концепции упаковки является определение экономической целесообразности ее использования.
Затраты на упаковку, особенно в пищевой сфере, превосходят затраты на сырье. Очевидно, что продукты за счет упаковки становятся более дорогими.
После окончательного выбора вида упаковки, технологии ее изготовления, упаковочных материалов и упаковочного оборудования выпускается опытная партия упаковки, которая подвергается дополнительным испытаниям и сертификации.