К основным параметрами технической характеристики любой упаковочной ткани относятся волокнистый состав, переплетения нитей, способ их отделки, а также их ширина, толщина, число нитей основы и утка на единицу длины (то есть плотность ткани), разрывная нагрузка и растяжимость (или удлинение) при разрыве и вес квадратного метра ткани.
Существует несколько видов переплетения нитей. Ткацкое переплетение – это порядок последовательного перекрытия на лицевой стороне ткани нитей основы нитями утка. Множество ткацких переплетений образуются комбинациями трех главных или простых переплетений – гарнитурного, саржевого и атласного. Рапорт переплетения – это процесс, когда основные и уточные «перекрытия» чередуются в определенном порядке и имеют минимальное число перекрытий на определенной длине ткани, после которого этот порядок соответственно повторяется. Рапорт бывает переплетений основы и переплетений утка.
При выработке тканей идут разнообразные виды переплетения нитей. По сути, меняется порядок взаимного перекрытия основных нитей, которые располагаются параллельно друг другу и идут вдоль ткани, уточными, расположенными перпендикулярно нитям основы. При этом нити основы в рабочем процессе подвергаются большим нагрузкам деформации, растяжения и изгиба, а также подвержены истирающим воздействиям ткацкого станка, чем например, нити утка. В связи с этим для основы берут пряжу попрочнее.
Обычно переплетения делят на четыре класса:
1) простые (главные);
2) мелкоузорчатые;
3) сложные;
4) крупноузорчатые.
Простые или главные переплетения – это полотняное, саржевое и атласное (сатиновое). Промежутки между вертикальными двойными линиями изображают нити основы, а соответственно промежутки между горизонтальными – нити утка. Заштрихованные квадраты показывают, что нити основы лежат поверх нити утка, а чистый квадрат показывает на участок нити утка, который лежит поверх нити основы.
Гарнитуровое переплетение, которое также носит название полотняное или миткалевое, идет с максимально возможной частотой чередования основных и уточных перекрытий. Это соответственно обеспечивает наиболее интенсивное взаимодействие основных и уточных нитей ткани. Гарнитуровое переплетение характеризуется максимальной прочностью на растяжение и имеет минимальную гибкость (мягкость) ткани.
Полотняное переплетение имеет большое количество одежных и упаковочных тканей.
У саржевого переплетения (оно диагональное) на поверхности ткани есть диагоналевый рубчик. На лицевой поверхности ткани этот рубчик обычно бывает направлен снизу вверх и слева направо. Угол наклона рубчика во многом зависит от соотношения толщины нитей основы и утка. С помощью саржевого переплетения вырабатываются ткани хлопчатобумажные плательные и подкладочные, их используют для обивки матрацев (льняные), а также для подкладки в одежде (шелковые подкладочные).
У атласного (сатинового) переплетения удлиненные перекрытия, при этом не менее пяти нитей основы закрывают уток, выходящий на поверхность только над одной нитью основы (основной атлас), или не менее пяти нитей утка закрывают нити основы, и на поверхность выходит только одна ее нить (уточный атлас).
Одиночные основные или уточные перекрытия в атласном переплетении размещаются равномерно по всему раппорту – повторяющейся части (мотиву) рисунка на ткани.
К мелкоузорчатым переплетениям относятся производные от простых переплетений – репсовые переплетения (фланель), рогожка (плательные ткани) и др.
Сложные переплетения характеризуются многоосновностью или многоуточностью.
Наиболее распространены двойные, двухлицевые, двухслойные, ворсовые, перевивочные и крупноузорчатые переплетения.
Крупноузорчатые переплетения характеризуются образованием на ткани крупных узоров разнообразных форм. Эти переплетения разделяют на простые (образуются из двух систем нитей путем сочетания простых и мелкоузорчатых переплетений), а также сложные (образуются из трех и более систем нитей). Используются такие переплетения в случае изготовления мебельно-декоративных тканей, гобеленов и др. Ткань, которая непосредственно снята с ткацкого станка и еще не подвергнута отделке, называют суровой тканью, или суровьем, в отличие от отделанной ткани, или готового товара.
На нитях основы суровых тканей остается необходимый для осуществления ткацкого процесса крахмальных клей, который носит называние шлихта. Суровья на поверхности бывает загрязнена и иногда покрыта торчащими волокнами пуха. В связи с чем суровые ткани подвергают отделке или облагораживанию.
Среди распространенных процессов отделки хлопчатобумажных и льняных тканей можно выделить такие, как устранение пуха опаливанием или стрижкой, отмывка шлихты или расшлихтовка, а также отварка, беление, крашение, начесывание (то есть создание на поверхности хлопчатобумажной ткани небольшого ворса) и различные пропитки готового товара (водоупорная, противогнилостная, огнезащитная и др.).
Заключительными операциями по отделки пряжи считаются сушка, ширение и каландирование, то есть разглаживание ткани.