Потребительская тара и упаковка

Потребительской тарой называется тара, которая поступает к потребителю вместе с продукцией.


Функции потребительской тары

К особенностям потребительской упаковки относится не выполнение ею функций транспортной тары. Это связано с тем, что её предназначение – это расфасовка и сохранение небольшого количества изделий у конечного потребителя.

Потребительская упаковки предполагает то, что готовая продукция будет предварительно расфасована производителем и после уже будет отпускаться в расфасованном виде потребителю. Покупатель получит определенное количество продукта в строго определенной форме. Для жидких продовольственных товаров потребительская упаковка является обязательным условием, возможным для розничной торговли.

Метрологический надзор за необходимым количеством изделий в упаковке осуществляется в соответствии с нормами. Метрологические требования к потребительской упаковке можно разделить на две группы: требования к индивидуальной упаковке и, соответственно, требования к общей партии товаров в упаковке.

Требованиями к индивидуальной упаковке рассматриваются возможные недовложения фасованных изделий в потребительскую упаковку (они не могут быть больше допускаемого предела, указанного в нормах и стандартах). В случае не указания нормы, необходимо руководствоваться требованиями, содержащимися в международном документе МР № 87 МОЗМ «Содержимое нетто в упаковках».

Проверить выполняется ли это требование, можно легко, без особого труда. Главное требование, которое предъявляется к партии фасованной продукции в упаковке – среднее содержимое партии не должно быть меньше номинального количества, которое указано на самой упаковке. Например, если в одной потребительской упаковке недовложена продукция, то, соответственно, в другой должно быть большее количество продукта, то есть переложение, а вся партия в среднем должна полностью соответствовать указанному номинальному количеству продукции. Требование такого вида позволяет защитить потребителя от финансового ущерба, который в этом случае может нанести производитель или расфасовщик изделий.

Потребительская упаковка входит в общую стоимость товара, поскольку она является его неотъемлемой частью. После реализации она полностью переходит в собственность покупателя. Потребительская упаковка не предназначена для самостоятельного транспортирования и перевозится в специальной транспортной упаковке. У потребительской упаковки масса, вместимость и размеры ограничены. Остальные функции потребительской упаковки аналогичны функциям упаковки транспортной.

Основные виды потребительской тары

Различают следующие основные виды потребительской тары:

Бутылка или сосуд, а также флакон – это емкость, имеющая либо плоское, либо вогнутое дно, обычно обладает цилиндрическим корпусом, который плавно переходит в горловину. Диаметр горловины всегда меньше диаметра дна. Предусматривается укупоривание бутылки специальной пробкой или колпачком.

Флаконом называют емкость с вогнутым или плоским дном, с корпусом различной формы, который резко переходит в горловину. У флакона диаметр горловины существенно меньше диаметра дна. Он укупоривается обычно колпачком или пробкой и используется в основном в качестве тары для парфюмерно-косметических изделий.

Банка (склянка) – это емкость, которая обладает плоским дном или же вогнутым дном, с горловиной, которая по своим размеру близка размеру поперечного сечения корпуса. Банка приспособлена для укупоривания её различными видами крышкой. Вместимость банки может быть от 0,025 до 10,0 дм3.

Стаканчиком называется одноразовая тара с плоским дном, имеющая корпус, выполненный в виде цилиндра или же усеченного конуса. Довольно часто стаканчики большой вместимости (250–500 мл), которые имеют в основании четырехугольник, называются контейнерами.

Туба или тюбик – это также одноразовая потребительская тара, корпус которой обеспечивает выдавливание содержимого тары через узкую горловину. Тюбик укупоривается обычно бушоном (колпачком), обладает герметично закрываемым дном, которое закрывается после наполнения тары продуктом.

Пробирка или трубка – это мелкая тара, которая закрывается пробкой, обладает формой цилиндрической трубки, у которой диаметр горловины равен диаметру корпуса. Вместимость пробирки составляет до 0,05 дм3. Они часто используются как тара для пробников и для эфирных масел.

Ампулой называется разовая тара, обладающая цилиндрическим корпусом и имеющая вытянутую горловину, которая герметично запаяна после наполнения тары продуктом. Ампулы применяют для медицинских препаратов, для профилактических средств, используемых для растений, животных и т.д.

Лотком называется разовая тара, имеющая обычно прямоугольную форму, а также невысокие закругленные бортики по своему периметру. Закупоривают лоток с помощью упаковочных материалов, которыми обычно служат различные пленки. Их используют в основном для фасовки пищевой продукции.

Пакет или кулек, мешочек – это также тара для разового использования, обладающая корпусом в форме рукава, имеющая дно и открытую горловину. Объем пакета может быть до 20 дм3. Для товара небольшой порции часто применяют термин «пакетик».

Коробка – это разовая тара, имеющая корпусом разной формы с плоским дном. Коробка закрывается клапанами, может обладать съемной крышкой или слитной крышкой.

Пачкой называют разовую тару с корпусом в форме параллелепипеда, которая закрывается клапанами.

Корзинка – это плетеная тара различной формы, применяемая в основном для растительного сырья, фруктов, овощей и т.д.

Как потребительская тара влияет на продвижение товара

Недооценивать роль потребительской упаковки в продвижении товара нельзя. Её можно назвать «языком» товара. Процесс продвижения товара – это комплекс необходимых средств и методов, которые направлены на улучшении общения с рынком, для передачи потенциальным покупателям нужной информацию о продукции, для её рекламы. По сути это последняя фаза, которая помогает воздействовать на потенциальных покупателей, то есть является важнейшим элементом стратегии маркетинга. Сам процесс продвижение товаров можно рассматривать как комплекс действий, способствующий активности продаж. Его можно осуществить посредством разнообразных акций, рекламы, то есть в это способ обеспечить узнаваемость бренда, торговой марки и т.д., а также с помощью товароведных характеристик и public relations.

Продвижением товаров связано с упаковкой и проходит в три периода.

1. Реклама. Она выполняет важную роль в сбыте готовой продукции, побуждает потенциальных покупателей совершить покупку, дает привлекательное представление о продукции. Важнейшую роль в рекламе играет упаковка, поскольку потребитель именно по ней визуально сможет идентифицировать товар, и на основании ее внешнего вида делает первое впечатление о товаре в целом.

2. Упаковка в процессе покупки является как бы «немым продавцом». На упаковку накладываются определенные функции, она должна легко привлекать внимание проходящих мимо покупателей, нести правильную, достоверную информацию, выполнять рекламную функцию.

3. После совершения покупки потребительская упаковка должна подтвердить покупателю, что он сделал правильный выбор, всячески сочетаться с качеством товара, а также оправдывать эргономическую приспособленность упаковки.

На каждой фазе она должна активизировать реализацию, обеспечивать рекламную функцию и легкую идентификацию товара.
Что реклама, что упаковка должны нести одинаковую информацию, несмотря на то, что целью рекламы является эмоциональному обращению к потребителям, целью упаковки служит в большей степени правильная информированность. Важно находить самые оптимальные варианты, и давать потребителям правдивую информацию, которая бы обеспечивается рекламой, и упаковкой. Важно также чтобы после покупки продукции покупатель не разочаровался в нем. Упаковка считается самым простым, легким и эффективным носителем рекламы, поскольку она наиболее информативна и, опираясь на свое впечатление о ней, потребитель делает выбор в пользу покупки или в сторону отказа от покупке.

Товар, который представлен в потребительской упаковке, должен также и представлять производителя продукта, работать на пользу бренда, позволять легко отличить одну торговую марку от другой, обеспечивать простое запоминание, как товара, так и производителя в целом.

К потребительской упаковке существует ряд требований, которым она должна отвечать.
Итак, упаковка должна отвечать следующим требованиям:
• она должна быть привлекательной, яркой, броской;
• она должна иметь разнообразную вместимость;
• должна быть герметичной, качественной, прочной, крепкой, гарантировать превосходную сохранность упакованной продукции;
• она должна быть удобной при использовании, то есть быть эргономичной;
• иметь максимально возможное соотношение веса изделия и веса самой упаковки;
• быть функциональной (наличие мерного колпачка, градуировка флакона);
• содержать доступную и достоверную информацию в достаточном количестве на маркировочных
данных;
• обладать штрихкодом для электронного считывания информации и быстрой идентификации товара;
• содержать инструкции по применению товара и содержать способы хранения и срок годности товара;
• иметь возможность её повторного использования и утилизации.

Различные потребительские группы часто предъявляют наиболее значимые для них требования к продукции. Так, например, трейдерам необходимо, чтобы упаковка обладала хорошей прочностью, для предпринимателей малого бизнеса важно, чтобы упаковка была групповой и легко делиться на индивидуальную (по своей массе), а для клиентов ресторанов, баров, кафе, отелей, сетей общественного питания необходимо, чтобы упаковка имела большую вместимость и т. д.

Если упаковка будет соответствовать всем указанным выше требованиям, то реализация товара на рынке будет легко осуществима. Подводя итоги, можно сказать, что от упаковки напрямую зависит реализация товара, и сейчас уже без упаковки практически невозможно продать никакой товар, так как она позволяет потребителю простоту в использовании, легкость при хранении и возможность разделения продуктов, она также способствует защите от контрафакта и обеспечивает идентификацию. Такая функция упаковки, как защита от конрафакта становится очень важной, поскольку сейчас эта проблема особенно актуальна.