Процесс лакирования является одним из способов отделки печатных рекламных продуктов. Лакированием называется нанесение на поверхность используемого материала различных лаковых композиций (жидких веществ, которые после закрепления образуют твердые прозрачные покрытия).
В последнее время лакирование стало очень популярно, одним из самых распространенных способов отделки. Существует даже категория продукции, довольно большого размера, которая в обязательном порядке подлежит процессу лакирования. Также кроме рекламной продукции, существуют и печатные издания, где без такой отделки не обходится. Метод покрытия продукции лаком стремительно внедрился на рынок этикетки и потребительской упаковки.
Лаки классифицируют по различным технологическим и эксплуатационным параметрам.
Лаки по природе основного компонента делятся на лаки, изготовленные: – на масляной основе (масляные лаки); – на водной основе (водно–дисперсионные лаки); – УФ – лаки.
Лаки по своим свойствам делятся на две категории. Первая группа различается по составу, а вторая группа – по механизму и времени закрепления, сухой остаток.
Механизмом закрепления называется время, за которое лак способен перейти из жидкого состояния в твердое состояние.
Сухой остаток – это количество лака, которое осталось на запечатываемом материале после завершения высыхания (в процентах от первоначальной массы жидкого лака).
Лаки наносят тоже по-разному, поэтому в зависимости от оборудования и технологии у него могут быть различные характеристики. По оптическим свойствам лаки различают: матовые и глянцевые.
1) Лаки на масляной основе.
Достоинствами таких видов лаков являются: – хорошая совместимость с красками; – хорошая адгезия к различным запечатываемым материалам; – высокая эластичность лаковой пленки; – возможность использования тех же расходных материалов, что и при работе с красками – использование при лакировании таких же режимов работы машины, как и при печати красками.
К недостаткам масляных лаков можно отнести: – длительное время закрепления; – довольно низкий уровень глянца; – склонность к постепенному изменению оптических свойств (пожелтению) лаковой пленки; – наличие остаточного запаха.
2) Водно–дисперсионные лаки.
Водные дисперсии сейчас являются более универсальным видом лаковых покрытий.
Достоинствами использования водно–дисперсионных лаков являются: – высокий уровень глянца поверхности; – высокая физико-химическая стойкость лаковой пленки; – сравнительно небольшое время закрепления лаков на впитывающих материалах; – отсутствие остаточного запаха; – чистота с точки зрения экологии.
Благодаря тому, что водно-дисперсионные лаки обладают высоким глянцем лаковой пленки, их широко применяют для декоративного оформления рекламной продукции.
3) УФ – лаки.
В зависимости от механизма реакции фотополимеризации, УФ – лаки можно разделить на две группы: – лаки с радикальным отверждением; – лаки с катионным отверждением.
Лаки с радикальным отверждением обладают рядом преимуществ, среди них: – небольшое время закрепления; – очень высокая степень глянца; – высокая физическая и химическая стойкость лаковой пленки; – широкие технологические возможности.
Благодаря небольшому времени закрепления (менее секунды) поверхности можно достичь максимальной производительности процесса лакирования. Этот процесс ограничивается только возможностями оборудования и параметрами материала, который запечатывается. Высокий уровень глянца придает печатным оттискам блестящий и манящий вид, а также делает цвета ярче и привлекательнее.
Способы нанесения лакирования.
В зависимости от того, какое соотношение имеет площадь нанесения лакового покрытия и площадь оттиска, может быть сплошное и выборочное лакирование. Первое, выборочное лакирование – это когда лак нанесен не на всю поверхность, а только на определенные участки. Этот тип лакирования используют для того, чтобы элементы изображения в противоположность нелакированной области получились матовыми или глянцевыми. То есть так достигается необычный эффект цвета.