Сейчас, когда магазины самообслуживания приобретают всё большую популярность, задача качественной упаковки главным образом заключается в том, чтобы выделить продукцию среди немалого разнообразия подобных товаров.
По результатам многочисленных исследований можно выделить некоторые закономерности принципов воздействия цвета для привлечения внимания покупателей. В целом они обусловлены физиологическими особенностями строения человеческого глаза, а также разными законами оптики. Даже если не рассматривать этот вопрос подробно, а руководствоваться только зафиксированными закономерностями, можно вывести отдельные особенности выбора, в результате которых конкретной упаковки соответствует определённая цветовая гамма. Ниже приведены некоторые полезные практические советы:
- для большего привлечения внимания следует отдавать предпочтение спокойным основным цветам, но никак не смешанным;
- светлые, чистые цвета быстрее притягивают на себя внимание;
- последовательность цветов, расположенная в зависимости от силы привлечения взглядов покупателей: сначала оранжевый, потом красный, желтый, затем зеленый, синий и фиолетовый;
- теплые цвета (оранжевый, желтый, красный) выглядят более выразительными при естественном освещении, чем холодные цвета (фиолетовый, зеленый, синий);
- цвет обладает особенностью оптически уменьшать или увеличивать предметы: темные оттенки зрительно уменьшают предмет, светлые, наоборот, увеличивают. Такое свойство цветов обусловлено их яркостью. Например, желтый цвет воздействует всегда как наиболее яркий, далее следует белый, затем красный, зеленый, далее синий и черный;
- стоит также учитывать, насколько каждый цвет поддается распознаванию. Так, легче всех остальных красок опознается красный, потом следуют зеленый, затем желтый и белый. Максимальную трудность распознавания среди всех цветов представляют синий цвет и фиолетовый. Именно, следуя этой закономерности различия цветов, базируется подбор цветов для различных знаков на транспорте;
- желательно, чтобы цвет надписей на потребительской упаковке соответствовал всей его цветовой гамме, но не ухудшал возможность прочтения текста;
- самым удачным специалисты по разработке упаковки считают использование красного цвета на желтом фоне, а также на белом фоне красного, затем зеленого, синего и, наконец, черного цветов. Такие указанные сочетания красок отлично служат для привлечения взглядов покупателей, но наиболее заметным является сочетание красных и желтых цветов. Поскольку, красный – это наиболее агрессивный, блестящий и яркий цвет среди остальных;
- белый цвет используется обычно как фон, который усиливает чистоту и выразительность других цветов. Сам по себе этот цвет нейтрален и невыразителен, он не схватывается взглядом и не привлекает внимание, как цвет хроматической гаммы;
- светлые рисунки на темном фоне оптически увеличиваются, темные на светлом, наоборот, уменьшаются, но выглядят более заметнее, массивнее и полнее;
- оранжевый цвет на желтом фоне переходит в красный, а оранжевый на красном фоне кажется более желтым. Сине-зеленый цвет на темном зеленом фоне смотрится более синим, чем этот же цвет на синем фоне, где он переходит в более зеленый.
Оптическое воздействие цветов и особенности человеческого зрения на их восприятие недостаточно изучено наукой. Эти вопросы интересует не только физиологов, но и специалистов по психологии рекламных продуктов, представителей общественных наук. Здесь рассматриваются только краткие результаты, по сути, только те, которые учитываются при планировании упаковки и её разработки.
К подобным разработкам можно отнести проведенное исследование организации “British colour council” о читабельности цветных надписей. Легче всего читается желтый шрифт на черном фоне, белый – на черном, черный – на оранжевом и на желтом, оранжевый – на черном фоне.
В результате другого эксперимента изучалась зависимость возможности чтения надписей от расстояния до них. Легче всего читались с самого дальнего расстояния надписи, написанные черным цветом на желтом фоне, синим – на белом, красным – на белом, белым – на синем, черным – на белом.