Основное содержание анализа стоимости упаковки можно выразить соотношением функции продукта к затратам, т.е по формуле
Е = Ф/К,
где Е – это стоимость упаковки, Ф – это функция продукта, а К – это затраты на производство.
Здесь важно заметить, что приведенное выше соотношение равно не той стоимости, которую принято считать с точки зрения экономической науки, и называть величину Е стоимостью в строгом смысле этого слова было бы неправильно.
Главнейшим элементом расчёта стоимости можно назвать функцию, которая показывает полезное свойство продукта, по сути, то свойство, которое отражает его стоимость с точки зрения потребителей и имеющее большое значение в удовлетворение пожеланий посетителей.
Любая продукция имеет некоторые функции, которые можно разделить таким образом:
- главная функция, которая соответствует основной цели каждого продукта;
- второстепенная функция или побочная функция, не повышающая, а в некоторых отдельных случаях даже понижающая потребительную стоимость товара;
- эстетическая функция, которая связана с внешним обликом продукта.
С точки зрения экономической составляющей она может быть и не совсем важна, однако для потребительской упаковки она имеет немаловажное значение.
Если немного по-другому подойти к вопросу оценки функций, то можно подразделить их таким образом:
- потребительская функция, призванная удовлетворять требования производства и пожелания;
- функция достижения, возбуждающая желание приобрести конкретный продукт. Сюда можно причислить и воздействие маркетинговых элементов.
Значения функций подробно показаны на рис. 1. В основу анализа функций было заложено решение таких вопросов: что называется функцией любого продукта и чему она предназначена, какие пожелания потребителей удовлетворяет, а также необходима ли вообще функция и если необходима, то каким образом она должна удовлетворять требования покупателей.
Рис. 1. Соотношение различных функций.