В последнее время все чаще стараются защитить бренд по товарному знаку. Это является одним из самых простых и в то же время самых надежных инструментов, позволяющих защитить бренд от его подделок.
В соответствии с четвертой статьей Законодательства РФ, исключительные права использовать и распоряжаться товарным знаком, а также возможностью запрещения его использования другим лицами принадлежат владельцу этого товарного знака.
Имеются несколько видов обозначений, которые возможно зарегистрировать в качестве товарного знака. К наиболее распространенными видами относятся словесные, изобразительные и комбинированные знаки. Есть также товарные знаки, которые не так часто у нас употребляются. Это, например, звуковые, объемные, запаховые знаки и т.д. В других странах такие случаи регистрации знаков не являются редкостью.
Потребители способны издалека узнать нужный им товар не только по его названию, определить его по производителя или расположенному на его поверхности логотипу, но и по различным элементам его упаковки, по этикетке, по расположенному шрифту, цвету, а также по тому, в каком месте он расположен, по торговому оборудованию, по способу рекламы и продвижения. Часто покупатели ошибочно могут принять один товар за другой, нужный ему, товар по тем же самым признакам.
В восприятии сегодняшнего потребителя, перенасыщенного самым разным товаром, стоит сначала сам товар, потом производитель этого товара, собственник компании владельца бренда, деловая репутация этого бренда, а также самые разные факторы, которые на первый взгляд прямого отношения к товару не имеющие.
У каждой этой составляющей есть свои собственные способы защиты. Так, например, сам продукт и способ его производства защищен действующим законодательством по патентам, товарный знак находится под защитой законодательства о товарных знаках, далее упаковка защищена законом об авторском праве, а логотип, фирменное наименование, способ продвижение товара и реклама защищены законом о конкуренции. Существует также термины «подделка» и «имитация». Как они соотносятся друг к другу сказать однозначно нельзя. Если будет подделка продукта, но это повлечет за собой нарушение российского законодательства. Имитация – это все же больше неявная попытка вызвать ассоциации с известным брендом, не нарушая при этом законодательство. В любом случае, что подделка, что имитация очень вредят любому бренду.